> Главная
> Культура безопасности
> Мой дом – моя крепость
> Скрытая угроза
> Реанимация
 
 
  Вэб-мастер Алексеев С. П.
и творческая группа Трофимов Д.,
Анисимов Е.,
Матвеев А.,
куратор Уймина О.Г.
 
 
 
 
 
  В научной, учебной и методи­ческой литературе понятие «безопасность» нередко раскры­вается посредством противопос­тавления данной категории по­нятию «опасность» (в самом общем виде безопасность - это отсутствие опасности), содержа­ние которого, в свою очередь, обычно проясняется при рассмо­трении опасных и вредных фак­торов жизнедеятельности, опас­ной ситуации, экстремальных условий и т.д. К вредным факто­рам обычно относятся явления и события, которые могут приве­сти к снижению работоспособ­ности человека, к возникнове­нию заболевания.
Важным моментом проблем опасности и безопасности явля­ется их количественная и качест­венная определенность. Для по­нимания содержательного напол­нения понятия «безопасность» важно обратить внимание на сло­ва, используемые для обозначе­ния противоположных безопас­ности состояний и процессов: «не­желательные последствия», «негативное влияние», «негативные события», «потери», «ущерб».
«вред», «беда». Следует отличать опасные и вредные факторы, ко­торые приводят к нежелатель­ным последствиям, и сами неже­лательные последствия в виде вреда человеку и обществу. Раз­ные опасные факторы могут по­влечь одинаковый ущерб. Наобо­рот, один и тот же опасный фак­тор в разных условиях приводит нередко к разным потерям.
К ценностям, нанесение ущер­ба которым представляет опас­ность для человека и общества, относятся не только физические (витальные), нравственные (мо­ральные) и материальные (эко­номические), но и ценности эс­тетические, религиозные, наци­ональные, политические, идеологические, научные, экологичес­кие и др.
Под вредными и опасными факторами понимаются обстоя­тельства, оказывающие неблагоприятное воздействие на челове­ка и общество.
Вредные факторы - обстоя­тельства, негативно действующие на человека и общество, причиняющие вред за весь период их взаимодействия с человеком, группой людей. Для вредных фак­торов характерна постепен­ность, протяженность во вре­мени влияния на людей и общество.
 
Опасные факторы - обстоятельства, оказывающие ущерб в виде быстрого резкого лишения человека и/или общества ценностей (экономических, фи­зических, нравственных и др.)
Вредные и опасные факторы являются одновременно факто­рами риска, т.е. существует ве­роятность причинения ущерба. Факторы - составные части ус­ловий и ситуаций.
Под условиями целесообразно понимать соотношение конкрет­ных вредных и опасных факто­ров, т.е. обстановку, в которой человек действует. Условия быва­ют вредными (имеются вредные факторы) и опасными (в наличии опасные факторы).
Под ситуациями целесообраз­но понимать естественные сег­менты социальной жизни, для которых характерны место, вре­мя, субъекты, содержание дея­тельности субъектов, социаль­ный контекст.
Ситуации подразделяются на:
сложные (требуют интеллек­туальных усилий для поис­ка путей преодоления препятствий)
трудные (требуют практиче­ских усилий для преодоления препятствий, когда нет опас­ных и вредных факторов)
опасные (имеются вредные и опасные факторы, т.е. воз­можно причинение ущерба человеку, обществу)
экстремальные (опасность столь велика, что для ее пре­одоления человек действует на пределе возможностей)
чрезвычайные (характерен значительный масштаб опас­ности, угрожающей большим группам людей)
критические (факторы опас­ности невозможно устранить, и ущерб, затрагивающий су­щественные интересы чело­века, уже причинен или не­избежен).
Ситуация включает условия и факторы. Для нее характерна деятельность человека по про­филактике и преодолению вред­ных и опасных факторов, созда­нию безопасных условий жизнедеятельности. Например, опасные факторы и условия на дне океана могут влиять на кон­кретную ситуацию, в которой оказываются люди: в специаль­ном батискафе, в костюме ак­валангиста, в аварийной подводной лодке. В приведенных случаях ситуация меняется от трудной к опасной и экстре­мальной. Так, для человека в костюме аквалангиста ситуация при нападении акулы может стать экстремальной; для тех, кто борется с аварией в подлод­ке, она может стать критичес­кой, если шансы на спасение бу­дут исчерпаны.
В процессе жизнедеятельнос­ти человек попадает в ситуации разного вида и типа. В зависимо­сти от роли самого человека в воз­никновении опасности и от того, насколько реально причинение вреда, ситуации подразделяют­ся на следующие виды.
1. В которых не содержится предпосылок к причинению вре­да человеку (например, когда че­ловек наблюдает за птицами из окна уютной квартиры). Это безо­пасные ситуации.
2. В которых нет внешней уг­розы человеку, но имеются пред­посылки к причинению вреда в случае ошибочных его действий. Например, он публикует в газе­те объявление о желании купить квартиру, чем провоцирует появ­ление грабителей у своих две­рей. Такие ситуации назовем субъективно потенциально опасными.
3. В которых имеются опасные или вредные факторы, с которы­ми человек может вступить в кон­такт в случае неправильных, ошибочных действий. Для при­мера: вооруженный грабитель просит хозяина квартиры впус­тить его, представившись сотруд­ником милиции. Такие ситуации назовем объективно потенциально опасными.
4. Ситуации, в которых чело­век контактирует с опасным фак­тором независимо от правильно­сти или ошибочности своих дей­ствий. Например, в своей квар­тире заходит на кухню и сталки­вается с вооруженным грабите­лем, который проник туда через окно. Это объективно реальные опасные ситуации.
Обычно при рассмотрении проблемы подготовки к опасным ситуациям авторы не поясняют, какие именно ситуации (потен­циальные или реальные) они имеют в виду. Между тем готов­ность к активным, адекватным действиям в реальной опасной ситуации (при пожаре, навод­нении, нападении хулигана и т.д.) не всегда означает готов­ность к правильным действиям в потенциально опасной ситуа­ции. Например, хладнокровный и физически сильный спортс­мен, успешно задержавший уличного грабителя, но всегда открывающий дверь квартиры, не спрашивая, кто там, вполне может оказаться жертвой воору­женных преступников.
Опасная ситуация может быть: информационной (на че­ловека воздействуют сведения об опасности, оказывающие психотравмирующее влияние I на него, провоцирующие не­адекватное поведение или по­могающие подготовиться к предстоящим реальным опасно­стям); игровой (опасные и вред­ные факторы имитируются в ус­ловиях игры); дотированной (уровень риска регулируется тренером, сотрудником служ­бы безопасности, подростком, выбирающим себе партнера для драки и т.д.); реальноопасной (человек самостоятельно проти­востоит вредным и опасным факторам, влияющим на него в полном объеме).
В качестве признаков безопас­ности человека в учебной и научно-методической литературе на­зываются:
состояние среды обитания, при котором с определенной вероятностью исключено причинение морального, ма­териального, экономическо­го или физического ущерба человеку;
отсутствие вредных или опасных факторов жизнеде­ятельности;
готовность человека к про­филактике, к преодолению без ущерба, минимизации (с минимальными, т.е. допус­тимыми, потерями), устра­нению негативных последст­вий воздействия вредных и опасных факторов жизнедея­тельности;
мера защищенности организ­мов от внутренних и внеш­них опасностей (средство оценки уровня риска, защи­щенности);
система мер защиты чело­века и среды обитания от опасностей (средство обеспе­чения защищенности, профи­лактики рисков); состояние, при котором риск сведен к объективному ми­нимуму,степень самозащищенности человека, его способность обеспечивать личную безопас­ность, сознательно снижая степень риска, связанного с деятельностью.
Сформулируем выводы о функции понятия «безопас­ность», его основном признаке и факторах, влияющих на безопас­ность человека:
1. Понятие «безопасность» служит мерой (средством оцен­ки) защищенности человека и об­щества от опасностей (вреда, ущерба, потерь, нежелательных последствий).
2. Безопасность как объек­тивная реальность проявляет­ся в отсутствии или минималь­ном (достаточно низком, чтобы быть приемлемым для конкрет­ного человека в конкретной си­туации) уровне риска возник­новения ущерба интересам че­ловека (здоровью, материаль­ному благополучию и т.д.) в обычных условиях и при взаи­модействии с вредными и опасными факторами жизнедея­тельности.
3. Безопасность зависит от внешней среды, внутреннего со­стояния человека, мер по защите и от способности человека к сни­жению риска за счет готовности к профилактике, преодолению, снижению отрицательных по­следствий взаимодействия с вред­ными и опасными факторами жизнедеятельности.
 
 
 
 
Сайт создан в системе uCoz