|
|
Вэб-мастер Алексеев С. П.
и творческая группа Трофимов Д.,
Анисимов Е.,
Матвеев А.,
куратор Уймина О.Г. |
|
|
|
|
|
В научной, учебной и методической литературе
понятие «безопасность» нередко раскрывается
посредством противопоставления данной категории
понятию «опасность» (в самом общем виде
безопасность - это отсутствие опасности),
содержание которого, в свою очередь, обычно
проясняется при рассмотрении опасных и вредных
факторов жизнедеятельности, опасной ситуации,
экстремальных условий и т.д. К вредным факторам
обычно относятся явления и события, которые могут
привести к снижению работоспособности человека, к
возникновению заболевания.
Важным моментом проблем опасности и безопасности
является их количественная и качественная
определенность. Для понимания содержательного
наполнения понятия «безопасность» важно обратить
внимание на слова, используемые для обозначения
противоположных безопасности состояний и процессов:
«нежелательные последствия», «негативное влияние»,
«негативные события», «потери», «ущерб».
«вред», «беда». Следует отличать опасные и вредные
факторы, которые приводят к нежелательным
последствиям, и сами нежелательные последствия в
виде вреда человеку и обществу. Разные опасные
факторы могут повлечь одинаковый ущерб. Наоборот,
один и тот же опасный фактор в разных условиях
приводит нередко к разным потерям.
К ценностям, нанесение ущерба которым представляет
опасность для человека и общества, относятся не
только физические (витальные), нравственные
(моральные) и материальные (экономические), но и
ценности эстетические, религиозные, национальные,
политические, идеологические, научные,
экологические и др.
Под вредными и опасными факторами понимаются
обстоятельства, оказывающие неблагоприятное
воздействие на человека и общество.
Вредные факторы - обстоятельства, негативно
действующие на человека и общество, причиняющие вред
за весь период их взаимодействия с человеком,
группой людей. Для вредных факторов характерна
постепенность, протяженность во времени влияния на
людей и общество.
|
Опасные факторы - обстоятельства, оказывающие ущерб
в виде быстрого резкого лишения человека и/или
общества ценностей (экономических, физических,
нравственных и др.)
Вредные и опасные факторы являются одновременно
факторами риска, т.е. существует вероятность
причинения ущерба. Факторы - составные части
условий и ситуаций.
Под условиями целесообразно понимать соотношение
конкретных вредных и опасных факторов, т.е.
обстановку, в которой человек действует. Условия
бывают вредными (имеются вредные факторы) и
опасными (в наличии опасные факторы).
Под ситуациями целесообразно понимать естественные
сегменты социальной жизни, для которых характерны
место, время, субъекты, содержание деятельности
субъектов, социальный контекст.
Ситуации подразделяются на:
сложные (требуют интеллектуальных усилий для
поиска путей преодоления препятствий)
трудные (требуют практических усилий для
преодоления препятствий, когда нет опасных и
вредных факторов)
опасные (имеются вредные и опасные факторы, т.е.
возможно причинение ущерба человеку, обществу)
экстремальные (опасность столь велика, что для ее
преодоления человек действует на пределе
возможностей)
чрезвычайные (характерен значительный масштаб
опасности, угрожающей большим группам людей)
критические (факторы опасности невозможно
устранить, и ущерб, затрагивающий существенные
интересы человека, уже причинен или неизбежен). |
|
|
|
|
Ситуация включает условия и факторы. Для нее
характерна деятельность человека по профилактике и
преодолению вредных и опасных факторов, созданию
безопасных условий жизнедеятельности. Например,
опасные факторы и условия на дне океана могут влиять
на конкретную ситуацию, в которой оказываются люди:
в специальном батискафе, в костюме аквалангиста, в
аварийной подводной лодке. В приведенных случаях
ситуация меняется от трудной к опасной и
экстремальной. Так, для человека в костюме
аквалангиста ситуация при нападении акулы может
стать экстремальной; для тех, кто борется с аварией
в подлодке, она может стать критической, если
шансы на спасение будут исчерпаны.
В процессе жизнедеятельности человек попадает в
ситуации разного вида и типа. В зависимости от роли
самого человека в возникновении опасности и от
того, насколько реально причинение вреда, ситуации
подразделяются на следующие виды.
1. В которых не содержится предпосылок к причинению
вреда человеку (например, когда человек наблюдает
за птицами из окна уютной квартиры). Это безопасные
ситуации.
2. В которых нет внешней угрозы человеку, но
имеются предпосылки к причинению вреда в случае
ошибочных его действий. Например, он публикует в
газете объявление о желании купить квартиру, чем
провоцирует появление грабителей у своих дверей.
Такие ситуации назовем субъективно потенциально
опасными.
3. В которых имеются опасные или вредные факторы, с
которыми человек может вступить в контакт в случае
неправильных, ошибочных действий. Для примера:
вооруженный грабитель просит хозяина квартиры
впустить его, представившись сотрудником милиции.
Такие ситуации назовем объективно потенциально
опасными.
4. Ситуации, в которых человек контактирует с
опасным фактором независимо от правильности или
ошибочности своих действий. Например, в своей
квартире заходит на кухню и сталкивается с
вооруженным грабителем, который проник туда через
окно. Это объективно реальные опасные ситуации.
Обычно при рассмотрении проблемы подготовки к
опасным ситуациям авторы не поясняют, какие именно
ситуации (потенциальные или реальные) они имеют в
виду. Между тем готовность к активным, адекватным
действиям в реальной опасной ситуации (при пожаре,
наводнении, нападении хулигана и т.д.) не всегда
означает готовность к правильным действиям в
потенциально опасной ситуации. Например,
хладнокровный и физически сильный спортсмен,
успешно задержавший уличного грабителя, но всегда
открывающий дверь квартиры, не спрашивая, кто там,
вполне может оказаться жертвой вооруженных
преступников.
Опасная ситуация может быть: информационной (на
человека воздействуют сведения об опасности,
оказывающие психотравмирующее влияние I на него,
провоцирующие неадекватное поведение или
помогающие подготовиться к предстоящим реальным
опасностям); игровой (опасные и вредные факторы
имитируются в условиях игры); дотированной (уровень
риска регулируется тренером, сотрудником службы
безопасности, подростком, выбирающим себе партнера
для драки и т.д.); реальноопасной (человек
самостоятельно противостоит вредным и опасным
факторам, влияющим на него в полном объеме).
В качестве признаков безопасности человека в
учебной и научно-методической литературе
называются:
состояние среды обитания, при котором с определенной
вероятностью исключено причинение морального,
материального, экономического или физического
ущерба человеку;
отсутствие вредных или опасных факторов
жизнедеятельности;
готовность человека к профилактике, к преодолению
без ущерба, минимизации (с минимальными, т.е.
допустимыми, потерями), устранению негативных
последствий воздействия вредных и опасных факторов
жизнедеятельности;
мера защищенности организмов от внутренних и
внешних опасностей (средство оценки уровня риска,
защищенности);
система мер защиты человека и среды обитания от
опасностей (средство обеспечения защищенности,
профилактики рисков); состояние, при котором риск
сведен к объективному минимуму,степень
самозащищенности человека, его способность
обеспечивать личную безопасность, сознательно
снижая степень риска, связанного с деятельностью.
Сформулируем выводы о функции понятия
«безопасность», его основном признаке и факторах,
влияющих на безопасность человека:
1. Понятие «безопасность» служит мерой (средством
оценки) защищенности человека и общества от
опасностей (вреда, ущерба, потерь, нежелательных
последствий).
2. Безопасность как объективная реальность
проявляется в отсутствии или минимальном
(достаточно низком, чтобы быть приемлемым для
конкретного человека в конкретной ситуации) уровне
риска возникновения ущерба интересам человека
(здоровью, материальному благополучию и т.д.) в
обычных условиях и при взаимодействии с вредными и
опасными факторами жизнедеятельности.
3. Безопасность зависит от внешней среды,
внутреннего состояния человека, мер по защите и от
способности человека к снижению риска за счет
готовности к профилактике, преодолению, снижению
отрицательных последствий взаимодействия с
вредными и опасными факторами жизнедеятельности. |
|
|
|
|